Финансы и управление

предприятия и фирмы, экономическое управление

Формы безналичных расчётов различаются видом применяемого расчётного документа и порядком его оборота. Предприятия имеют право самостоятельного выбора формы безналичного расчёта с контрагентом и способа платежа. Форма расчёта предусматривается в договоре при невмешательстве банка.
В настоящее время Национальным банком Украины санкционированы следующие формы безналичных расчётов: по аккредитиву, платёжными поручениями, платёжными требованиями-поручениями, плановыми платежами, взаимозачётами, предоплатой, чеками, а также погашение задолженностей векселями.
Расчёты по аккредитиву. Эта форма расчётов получила распространение в рыночной экономике, т.к. обеспечивает надежность платежей. Она используется преимущественно в иногородних и международных расчётах.
Аккредитив — это обязательство банка оплатить продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, которое он выдаёт поставщику по поручению своего клиента — плательщика.
Сложность финансовых отношений между поставщиками и потребителями определяет многообразие видов аккредитивов. Они могут быть:
— покрытые, когда на счёте «Аккредитив» бронируются денежные средства плательщика;
— непокрытые — счёт «Аккредитив» открывается путём привлечения кредита банка;
— отзывные — счёт «Аккредитив» может аннулироваться по заявлению плательщика без согласования с поставщиком;
— безотзывные — счёт «Аккредитив» может быть закрыт только с согласия поставщика;
— открытые в банке, который обслуживает поставщика, или в банке, который обслуживает плательщика;
— с акцептом представителя плательщика или без акцепта.
В настоящее время аккредитивы открываются на любой срок и могут пополняться. Однако плательщик должен серьезно относиться к сроку действия счёта «Аккредитив», ибо от этого зависит время отвлечения денежных ресурсов из его оборота. К тому же при завышенных сроках и непокрытом аккредитиве возрастает плата за банковский кредит.
Расчёты по аккредитиву представлены на рис. 6.1, 6.2.
I — договор о поставках продукции, выполнении работ, оказании услуг с расчётами по аккредитиву, открытому в банке, обслуживающем поставщика; 2 — заявление на аккредитив (об открытии счёта «Аккредитив» в обозначенной сумме в банке, обслуживающем поставщика, согласно договору); 3 — списание средств со счёта плательщика или оформление кредита; 4 — перечисление средств; 5 — открытие счёта «Аккредитив»; 6 — сообщение об открытии счёта «Аккредитив»; 7 — отгрузка продукции, выполнение работ, оказание услуг; 8 — выписка расчётного документа (платёжного требования) и его акцепт уполномоченным плательщика (в случае, если последний по каким-то причинам отсутствует, его функции может выполнять банк, обслуживающий поставщика); 9 — передача расчётного документа на оплату; 10 — оплата расчётного документа (зачисление средств на счёт поставщика) со счёта «Аккредитив»;
II — сообщение об оплате; 12 — информация об операциях по счёту «Аккредитив».

Подразделы этой страницы: