Финансы и управление

предприятия и фирмы, экономическое управление

Ниже представлена формула, которая определяет изменение рентабельности продукции под влиянием изменения цен на готовую продукцию предприятия и материальные ресурсы, которые формируют в основном себестоимость этой продукции:

где Рн и Ри — соответственно коэффициент рентабельности продукции при изменении цен на продукцию и материальные ресурсы, которые формируют себестоимость после и до изменения; i — индекс оптовых цен на готовую товарную продукцию; г — индекс цен на ресурсы, которые формируют себестоимость товарной продукции.
Для расчёта индексов i и i предприятие, осуществляя планирование прибыли, например на следующий год, должно как можно точнее спрогнозировать изменение цен на его продукцию, а также изменение в ценообразовании на сырьё, материалы, топливо, другие ресурсы, предусмотреть изменения в оплате труда, что также влияет на себестоимость продукции и её рентабельность.
Осуществив такие прогнозы, а также приняв во внимание выявленные неиспользованные резервы по увеличению доходности производства (ликвидация или снижение непроизводительных и сверхнормативных затрат, устранение фактов поставки готовой продукции с нарушением договорных условий, изменение ассортимента в направлении увеличения выпуска продукции с более высоким уровнем рентабельности и др.), рассчитывается прибыль от реализации товарной продукции в планируемом периоде:

где S6 — полная себестоимость реализованной и оплаченной товарной продукции в базовом периоде, грн.; ∆R — рост объёма реализации в планируемом периоде по сравнению с базовым, %; Рн — скорректированная базовая рентабельность продукции предприятия,
%.
Если предприятие в планируемом периоде предусматривает изменение ассортимента продукции на 25 % и больше, размер прибыли по новой продукции следует определять с использованием метода прямого поассортиментного расчёта, а по базовому ассортименту — аналитическим методом.