Финансы и управление

предприятия и фирмы, экономическое управление

Планирование прибыли — сложный и многогранный процесс, который включает глубокий экономический анализ производственных и финансовых показателей за период, предшествующий планируемому, с целью достижения максимальной согласованности планов производства и реализации продукции, себестоимости и рентабельности.
Качественно разработанный план по прибыли позволяет правильно оценить денежные поступления, определить платежи в бюджет, а также накопления, которые остаются в распоряжении предприятия.
Балансовая прибыль планируется на год, квартал, месяц по всем её составляющим отдельно. Внереализационные доходы планируются лишь по тем элементам, которые подлежат прогнозу.
Существует несколько методов планирования прибыли от реализации товарной продукции. На небольших и средних предприятиях используется метод ассортиментного расчёта, когда по каждой позиции товара определяется объём реализации, затраты, а затем и прибыль с учётом имеющихся остатков.
Несмотря на простоту и достоверность, этот метод ограничивает возможность выявления внутренних резервов увеличения прибыли в процессе её планирования, ибо даёт лишь конечный результат и не учитывает влияние отдельных факторов (объёма реализации, цен, издержек) на размер плановой прибыли.
На крупных предприятиях, а также в связи с отмеченными недостатками прямого расчёта, для планирования прибыли применяется аналитический метод. Он базируется на анализе факторов, которые регламентировали прибыль в базовом периоде, и их учёте в последующем планировании.
Сущность этого метода состоит в том, что полученные результаты по прибыли в базовом периоде подвергаются корректировке с учётом намеченных мер по изменению реализации, ценового и затратного механизмов. Учитывается также возможное изменение рентабельности продукции предприятия.
Ниже представлена формула, которая определяет изменение рентабельности продукции под влиянием изменения цен на готовую продукцию предприятия и материальные ресурсы, которые формируют в основном себестоимость этой продукции:

где Рн и Ри — соответственно коэффициент рентабельности продукции при изменении цен на продукцию и материальные ресурсы, которые формируют себестоимость после и до изменения; i — индекс оптовых цен на готовую товарную продукцию; г — индекс цен на ресурсы, которые формируют себестоимость товарной продукции.

Подразделы этой страницы: