Финансы и управление

предприятия и фирмы, экономическое управление

Финансовый менеджмент выработал ряд приемов управления процессом формирования прибыли, учитывающих колеблемость рыночной ситуации. Одним из них является использование системы «Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли». Она позволяет выделить роль отдельных факторов в образовании операционной прибыли и обеспечить эффективное управление ее формированием на предприятии.
Данная система отличается особо высокой результативностью и точностью прогноза, если речь идет об управлении образованием прибыли от реализации конкретного вида продукции. Она дает возможность определить объем продаж, обеспечивающий безубыточную операционную деятельность предприятия в настоящее время (при неменяющихся ценах и уровне затрат) и в ближайшей перспективе.
При этом устанавливается «точка безубыточности» («порог рентабельности»), реализация ниже которой приводит к убыткам. Графически это выглядит следующим образом (рисунок 3.3).

Построение изображенной зависимости требует известности соотношения переменных (Snep) и постоянных (Sпост) расходов в себестоимости реализуемой продукции. Оно относительно просто устанавливается методами математической статистики.
Из рисунка 3.3 видно, что реализуя продукцию в количестве, меньшем Кс, предприятие будет иметь убыточность. С другой стороны, удерживать в процессе реализации данной продукции высокий уровень рентабельности (точку безубыточности) сложно и рискованно, так как в такой ситуации нужно продавать много и по высоким ценам. Получение чрезмерной прибыли привлечет конкурентов. Произойдет насыщение рынка и снижение, естественно, потребительского спроса. В результате рентабельность реализации будет уменьшаться как ввиду сокращения объема продаж, так и в связи с необходимостью снижения цен. Предприятие вынуждено будет «отступать» к точке безубыточности порога рентабельности (временной выгоды), что позволяет получать определенный доход при падении спроса, так как его можно поддержать низкой ценой при некотором даже увеличении объема продаж.