Финансы и управление

предприятия и фирмы, экономическое управление

Ценовой механизм обслуживает процесс реализации продукции (работ, услуг) предприятием. От уровня цен зависит не только потребительский спрос на продукцию, но и её рентабельность.
В условиях перехода к рыночным отношениям в Украине используются в основном свободные (договорные) цены. По некоторым позициям товаров, работ, услуг применяются регулируемые цены.
Свободные, рыночные цены являются контрактными и закладываются контрагентами в договор.
Предприятие-поставщик использует при этом следующие виды цен:
Оптовая цена предприятия — это цена, по которой производителю рассчитывается реализация:

где П — прибыль в цене.
Отпускная цена — это цена, по которой продукция отпускается поставщиком её потребителю:

где Ак и НДС — соответственно акцизный сбор и налог на добавленную стоимость, %.
Как видно из приведенного выражения, косвенные налоги, которые «накручиваются» на оптовую цену, усложняют процесс реализации продукции, т. к. отпускная цена возрастает, а при нынешних ставках акцизов и НДС — весьма существенно (примерно в 1,5 раза).
Если предприятие реализует продукцию в розницу, например через фирменный магазин, то оно использует механизм розничных цен:

где Тн — торговая надбавка (наценка), %.
Построение регулируемых цен осуществляется через устанавливаемый директивно уровень рентабельности продукции (товаров). В этом случае регулируемая оптовая цена предприятия определяется так:

где Р — рентабельность продукции, %.
Государственное регулирование цен может производиться и через установление их в конкретной сумме за единицу товара или же с использованием предельных коэффициентов роста цен (например, на энергоресурсы, транспортные перевозки).

Подразделы этой страницы: